Перевести страницу

Календарь событий

Воспитанники трёх отделений казанской балакиревки подготовили и представили публике проект «Вертепный театр»

Группа театрального отделения под руководством Эльзы Ринатовны Нигметзяновой показала сцену из жизни Иисуса Христа в городе Вифлеем. Сценарий был основан на этнографических образцах из книги «Народный театр» (авторы-фольклористы А.Ф.Некрылова, Н.Савушкина). Здесь были представлены многие традиционные персонажи вертепного действия: Рахиль, царь Ирод, Ангелы, Смерть, Черт, Ксендз, Солдат и армия и др.

Группа фольклорного отделения под руководством Ульяны Михайловны Гущиной, Ксении Минировны Саитовой, Лилии Хаматхарисовны Зиганшиной создавала музыкальное сопровождение театра и наполняла мир кукол звуками и духовными песнопениями.

Вертеп – это традиционное кукольное представление, кукольная мистерия, посвященная Рождеству Христову, бытующее в России с XVII века. Представление разыгрывается в специальном ящике – вертепе, изображающем пещеру (от церковно-славянского «верьтепь»), в которой родился Спаситель. Традиционный вертепный ящик состоит из трех (иногда двух) этажей. Такая конструкция определяется трехчастным строением рождественской драмы и самого мира: рай – земля – ад. Верх предназначен для изображения Святого семейства и сцены поклонения волхвов и пастухов. Ангел возвещает здесь о рождении Спасителя. Средний этаж изображает покои царя Ирода. Там разыгрываются сцены с Иродом, воинами, Рахилью, Смертью, приходящей за царем-злодеем.

Вертепное действо отличается от привычного кукольного театра тем, что является, прежде всего, театром семейным. Театром не для потехи, а для приобщения детей к традиционной культуре, к драматичной и светлой истории Рождения Спасителя. Куклы общаются не со зрителем, а как-бы сами с собой, что создает необходимое волшебство происходящего.

Из истории: Вертеп бытовал на огромных пространствах от Польши и Украины до Сибири. Играли его на святках от Рождества до Крещения, а в некоторых местностях до Сретения и даже до Великого поста. Ряженые обыкновенно возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были расположены принять вертеп, колядовщики вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула и представление начиналось. Дети пели тропарь праздника: “Рождество Твое, Христе Боже наш…”. Раскрывались расписные створки ящика-театра, раздвигались занавеси, кукла, изображающая ангела, зажигала свечи у крошечной рампы. Церковные канты сменялись назидательными духовными стихами или народными колядками, ритмизованная речь персонажей перетекала то в прозу, то в песню. Перед зрителями проходила история изгнания Адама и Евы из рая, Рождества Спасителя и избиения вифлеемских младенцев, завершающаяся смертью Ирода (Давидова М.Г. - Вертепный театр в русской традиционной культуре).

После вертепного представления были организованы мастерские по народным ремеслам (плетение из лозы, изготовление народных кукол, ткачество на игле.